Мозаичное панно «Гостеприимная Вологда»
16 апреля 2025

Панно под названием «Гостеприимная Вологда» на фасаде аэропорта было создано в 1991 году. Над мозаикой работали вологодский художник-монументалист Бронислав Кураго и Виктор Сысоев. Данный мурал является последней советской работой художника, автора мозаичного триптиха на производственных цехах ВОМЗ b мозаичного панно в бывшем лагере «Изумруд».
На изготовление панно площадью 100 м2 ушло более 90 тысяч кусочков смальты. Мозаика была выполнена в особой технике по пустотелому рельефу. Эта техника была распространена среди выпускников Строгановского высшего художественного училища. Производство мозаики заняло два года. Сначала на стену устанавливается и обтягивается сеткой металлический арматурный каркас. В это же время заготавливали смальту – на мозаику аэропорта ушло 2 тонны. Затем, в теплое время года, покрывают небольшой фрагмент оболочкой из бетона, оставляя внутри пустоты – вот почему рельеф пустотелый. Пока бетон не застыл, выкладывается смальта. И дальше – фрагмент за фрагментом, создаётся законченное произведение.

Решения МАПЕИ
Укладка мозаичного панно
Мозаичное панно «Гостеприимная Вологда» отреставрировали ученики вологодской Школы римской мозаики и фрески под руководством Александра Асафова. До этого Александр Асафов восстанавливал мозаику в лагере «Изумруд», где также применялись решения MAPEI. С 2016 года Александр занимается исследованиями вологодских мозаик.


Панно было обследовано художником в октябре, в ходе чего была выявлена утрата 0,1 кв.м. пустотелого рельефа, 3-5% утраченных тессер смальты, и около 1% тессер зафиксированных на своих местах без крепления к основанию. Была разработана методика восстановления панно с креплением тессер по месту, с работами на высоте. Были проведены тесты нескольких видов клеевых составов, и определены допустимые температурно-влажностные режимы работы, вместе с нашими техническими специалистами. Подбор палитры и подготовка материалов продолжалась до начала ноября. В работе была использована смальта советского производства из коллекции вологодской школы римской мозаики и фрески, в том числе смальта, подготовленная автором панно и выкупленная в свое время у его наследников.

В течение первой декады ноября 2024 была проведена реставрация панно, в ходе которой подтвердилось работоспособное состояние основания мозаики и число утрат тессер до 5%. Для укладки смальты применялся наш клеевой состав на цементной основе Kerabond T-R с латексной добавкой Admix I.
Сам вологодский аэропорт также ожидает реконструкцию. Уже заключен контракт на разработку проекта. В планах – увеличить длину взлетно-посадочной полосы с 1,5 до 2,5 тысяч метров и построить современный пассажирский терминал. При этом будут сохранены исторический облик нынешнего терминала и мозаичное панно «Гостеприимная Вологда».
На изготовление панно площадью 100 м2 ушло более 90 тысяч кусочков смальты. Мозаика была выполнена в особой технике по пустотелому рельефу. Эта техника была распространена среди выпускников Строгановского высшего художественного училища. Производство мозаики заняло два года. Сначала на стену устанавливается и обтягивается сеткой металлический арматурный каркас. В это же время заготавливали смальту – на мозаику аэропорта ушло 2 тонны. Затем, в теплое время года, покрывают небольшой фрагмент оболочкой из бетона, оставляя внутри пустоты – вот почему рельеф пустотелый. Пока бетон не застыл, выкладывается смальта. И дальше – фрагмент за фрагментом, создаётся законченное произведение.
Решения МАПЕИ
Укладка мозаичного панно
Мозаичное панно «Гостеприимная Вологда» отреставрировали ученики вологодской Школы римской мозаики и фрески под руководством Александра Асафова. До этого Александр Асафов восстанавливал мозаику в лагере «Изумруд», где также применялись решения MAPEI. С 2016 года Александр занимается исследованиями вологодских мозаик.
Панно было обследовано художником в октябре, в ходе чего была выявлена утрата 0,1 кв.м. пустотелого рельефа, 3-5% утраченных тессер смальты, и около 1% тессер зафиксированных на своих местах без крепления к основанию. Была разработана методика восстановления панно с креплением тессер по месту, с работами на высоте. Были проведены тесты нескольких видов клеевых составов, и определены допустимые температурно-влажностные режимы работы, вместе с нашими техническими специалистами. Подбор палитры и подготовка материалов продолжалась до начала ноября. В работе была использована смальта советского производства из коллекции вологодской школы римской мозаики и фрески, в том числе смальта, подготовленная автором панно и выкупленная в свое время у его наследников.
В течение первой декады ноября 2024 была проведена реставрация панно, в ходе которой подтвердилось работоспособное состояние основания мозаики и число утрат тессер до 5%. Для укладки смальты применялся наш клеевой состав на цементной основе Kerabond T-R с латексной добавкой Admix I.
Сам вологодский аэропорт также ожидает реконструкцию. Уже заключен контракт на разработку проекта. В планах – увеличить длину взлетно-посадочной полосы с 1,5 до 2,5 тысяч метров и построить современный пассажирский терминал. При этом будут сохранены исторический облик нынешнего терминала и мозаичное панно «Гостеприимная Вологда».
Скачать pdf версию статьи
(125 КБ)
Скачать pdf версию статьи
(125 КБ)