Стела-панно «Радость труда»

16 апреля 2025
Стела-панно «Радость труда»
Cтела-панно «Радость труда» — это гигантское мозаичное панно, выполненное на горизонтальной стеле 50 метров в длину и пять метров в высоту, посвящённое 50‑летию советской власти. Его авторы — выдающийся советский художник-монументалист, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, Лауреат Государственной премии РФ, директор Третьяковской галереи (с 1980 по 1992 годы) Юрий Константинович Королёв и народный архитектор СССР, Лауреат Государственной премии СССР Борис Рафаилович Рубаненко.

  Проектирование стелы началось ещё в 1970‑х годах в Москве, а официальное открытие состоялось в 1981 году. Работу над созданием монумента по эскизам Юрия Королева вёл комбинат монументально-декоративного искусства Московского союза художников.

  Главная художественная ценность стелы заключается в огромном мозаичном панно из смальты. На площади, выложенной бетонной плиткой, на шести бетонных основаниях установлено панно кубической формы. На гранях куба изображены важные вехи в истории Советского Союза — это 16 сюжетов, которые показывают значимые события из истории страны, а также достижения промышленного и научного прогресса. Здесь художники изобразили революционные годы, время так называемой ликвидации безграмотности, Великую Отечественную войну, полёт в космос Юрия Гагарина, строительство Тольятти и «Волжского автомобильного завода».

  Объект длительное время находился в заброшенном состоянии, его элементы от времени начали облетать, часть мозаики порядка 200 кв. м — оказалась утеряна полностью, а окружающее пространство заросло деревьями и сорняками.



  В 2022‑2023 гг. на средства города восстановление стелы было реализовано силами Центра креативных индустрий ТГУ под руководством Алексея Зуева. Эскизы утраченных фрагментов выполнил директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ, профессор живописи Игорь Панов.

  Над восстановлением стелы в течение 12 месяцев трудились 25 мозаичистов, включая штатных сотрудников ТГУ, выпускников университета, сотрудников Музея актуального реализма, волонтеров, а также приглашенных специалистов — группа из пяти мозаичистов из Санкт-Петербурга (руководитель — Владимир Игнатьев).

Восстановительные работы состояли более чем из 20 различных этапов, начиная от детального обследования мозаики в августе 2022 года и заканчивая обработкой гидрофобизатором в августе 2023 года.

  7 сентября 2024 года прошло торжественное открытие. Мероприятие посетили первые лица города, а также супруга Юрия Константиновича Королева. Но впереди огромный пласт работы — приведение в благоустроенный и привлекательный вид территории, прилегающей к уникальному памятнику советской эпохи. Обновление территории и вписание её в существующий градостроительный контекст лежит на Центре урбанистики ТГУ.

Материалы МАПЕИ

Заполнение трещин и пустот

Требовалось заполнить пустоты и трещины на границах соприкосновения всей многослойной системы выравнивающих составов методом инъектирования через пакеры. Для этой цели использовали сухую ремонтную тонкодисперсную смесь для приготовления инъекционных растворов Stabilcem. Благодаря малому размеру частиц 0,1 мм материал способен заполнять все пустоты в кладке и трещины с раскрытием более 0,3 мм.

Восстановление разрушенного штукатурного состава

Базовый и финишный выравнивающие слои создавались благодаря нанесению выравнивающего состава Nivoplan Plus с добавлением Admix P. Нанесение материала производилось в два этапа при толщине слоев в 20‑40 мм за один слой, при общей толщине в 50‑70 мм. В середине тела раствора была смонтирована кладочная оцинкованная сетка. Монтаж облицовки производился не ранее, чем через 15 дней после нанесения штукатурного слоя.



Восстановление утраченных элементов мозаики

Для монтажа смальты использовали плиточный клей на цементной основе Kerabond T-R с добавлением Admix I. По художественному замыслу требовалось не воссоздавать новое, а максимально повторить оригинальное произведение. Этот принцип старались соблюдать во всем. И в технике набора мозаики, и в применении смальты. Смальту старались применять только советской эпохи: искали в профильных организациях и использовали существующую смальту с памятника.

Полученные швы после укладки смальты должны были заполняться не шовным заполнителем, а клеевым составом, который выступал из‑за смальты в процессе ее укладки. Швы из цементного раствора, на котором ведется кладка набора, расположенные между рядами кубиков смальт и отдельными кубиками, играют немаловажную роль в мозаиках и нередко оказывают существенное влияние на общий колорит мозаик и их живописное влияние. Поэтому крайне важно, чтобы швы не были достаточно широки, так как, во‑первых, в значительной степени снижается цветовое звучание мозаик и вызывается нежелательное появление общего сероватого фона в их колорите, а, во‑вторых, наличие широких швов раствора приводит к сильному загрязнению мозаик, так как пыль и атмосферная влага наиболее активно осаждаются на шероховатой поверхности раствора, проникая при этом довольно глубоко в его поры и плотно забивая их. Чтобы решить задачу с цветом, художники-реставраторы опытным путем подбирали необходимый цвет методом смешивания клея Kerabond T-R белого и серого цветов в определенной пропорции.

Воссозданный или переклеенный в мастерской фрагмент панно транспортировался на объект и монтировался целиком на клеевой состав на заранее подготовленную поверхность. Воссоздание же небольших фрагментов рисунка либо переклеивание отдельных чипов мозаики происходило прямым набором смальты с помощью клеевого раствора на заранее подготовленный штукатурный слой непосредственно на объекте.

Скачать pdf версию статьи (795 КБ)
Скачать pdf версию статьи (795 КБ)

В статье мы говорили о